Ф.И.О. учителя: Якушенко Л.Л.
Класс: 8б.
Дата:
Предмет: химия
Тема урока: Обобщения и систематизации знаний по классам неорганических соединений
Место и роль урока в изучаемой теме: на уроке проводится повторение пройденного по данной теме в 8 классе, обобщение знаний о классификации , номенклатуре основных классов в неорганических соединений.
Цель урока: Систематизировать , обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических веществ
Задачи:
Образовательные – способствовать: |
1. Обобщению знаний о важнейших классах неорганических соединений |
Развивающие - способствовать: |
1. развитию интеллектуальных умений( для составления опорных конспектов путем анализа и синтеза приобретённых знаний |
Воспитательные |
1.развитие чувства ответственности за результат при работе в парах |
Тип урока: Комбинированный
Технологии, применяемые на уроке: |
|
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, схема опорного конспекта, набор реактивов: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки под номерами с кислотой , щелочью и водой, словарики терминов, оценочные листы
Характеристика этапов урока
Конспект урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
2.1. Вызывает 2-х учащихся к доске
2.2. Организуетустный опрос по дом зад.
3. Мотивационно-ориентировочный
Современный человек не может обойтись без химических знаний, потому что он постоянно имеет дело с веществами. Мы живем в мире веществ. Чтобы понять этот мир, нужно его изучать последовательно и с большим вниманием. Вы уже многое узнали о веществах , поэтому наш урок почти не содержит нового материала, он посвящен совершенствованию ваших знаний.
Тема нашего урока - обобщения и систематизации изученного материала по теме Классы неорганических соединений
Эпиграфом к уроку служит измененное высказывание Остапа Бендера:
Командовать парадом будем мы….
Во время урока все ваши ответы будут фиксироваться вами в оценочных листах, и в конце работы определится лидер-«главнокомандующий» парадом веществ. А почему занятия названо парадом, вы ответите в конце урока.
4. Этап всесторонней проверки знаний
Любые накопленные знания требуют их систематизации.
- Как вы понимаете этот термин?. Если не знаете посмотрите в словарике.
Учебный материал, факты , большой объём информации можно систематизировать в виде опорного конспекта.
Опорный конспект – это лист-схема, в котором зашифрован учебный материал. Идея составления опорного конспекта принадлежит учителю математики Шаталову.
Сегодня мы с вами сами будем составлять опорный конспект. У вас на парте есть схемы нашего будущего конспекта, в котором мы будем работать.
Давайте вспомним самый первый урок. Объясните что изучает химия?
Впишите в ячейку конспекта слово вещества
- Что такое вещества?
Чем больше люди узнавали веществ, тем важнее их было классифицировать.
- Что означает термин КЛАССИФИКАЦИЯ? (Это распределение чего-либо на классы по определенным признакам.
Одна из первых классификаций веществ - разделение их по нахождению в природе.
Были выделены 3 группы веществ. Как вы думаете какие?
Впишите в ячейки РАСТИТЕЛЬНЫЕ, ЖИВОТНЫЕ и МИНЕРАЛЬНЫЕ.
Шведский ученый Берцеллиус объеденил вещества, выделенные из растений и животных. Он назвал их ОРГАНИЧЕСКИЕ от что в переводе с латинского организмус - ЖИВОЕ СУЩЕСТВО
Другую группу он назвал неорганические (минеральные)
Какие признаки были использованы при классификации неорганических веществ? - - -- Какие вещества мы с вами изучаем? (если затрудняетесь посмотрите в верхний правый угол схемы на треугольник)
Неорганические вещества разделили на две группы. В качестве признака принята способность их к разложению..
- Как называются эти группы веществ? (вписывают простые и сложные)
Уже в конце 18 века исследователи заметили, что одни вещества имеют характерный блеск, проводят тепло и электрический ток, пластичны.
-Как называют эти вещества? МЕТАЛЛЫ
Другие не обладают этими признаками их назвали….? НЕМЕТАЛЛЫ.
Какой признак использован в классификации простых веществ? (физические свойства)
Подведем итог. На чем основана классификация сложных веществ? (состав и свойства)
Физ минутка
Взаимный контроль терминов и определений (проводят перекресный опрос терминов с выставлением оценок в оценочный лист)
Вззвращаемся к работе по опорному конспекту. Удалось нам охватиь весь изученный материал? Чего не хватает? (примеров)
Выполняем упр.4. Стр. 95 вашего учебника
Необходимо распределить формулы веществ по классам Запись производим в опорный конспект
В область изучения систематики входит номенклатура.
Что такое номенклатура?
Игра морской бой (за верные ответы ставим оценки.)
А теперь приглашаю вас в Аналитическую лабораторию
Повторим правила ТБ
Выполнение экспериментальной задачи
В пронумерованных пробирках 1,2,3 находятся кислота. Основание и вода. Предложите план распознавания веществ. Укажите в какой пробирке кислота, основание и вода.
5. Этап подведения итогов
Итак, мы составили опорный конспект по всем правилам составления. Любой опорный конспект должен состоять из блоков. У нас 3 блока:
1. Объёкт изучения химии - вещества, их свойства состав и строение
2. Классификация веществ. Мы познакомились с подходами классификации неорганических веществ
3. Примеры веществ
Глядя на наш конспект можно легко воспроизвести материал , изучаемый длительное время.
А теперь ответьте на вопрос
Почему наш урок называется ПАРАД Веществ? (вещества выстроились в определенном порядке)
Нам осталось Определить главнокомандующего парадом. Выясним у кого больше всего баллов?
Сдайте оценочные листы по ним будут выставлены оценки за урок
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
Индивидуальное (каждый себе записывает над чем нужно поработать)
Словарь терминов
Систематика - это вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочить изучаемые наукой объекты
Классификация - распределение чего – либо на классы по определённой системе, по какому-либо признаку.
Номенклатура – свод правил, регулирующий установление и использование названий (порядок действий при назывании ).
Опорный конспект - это лист – схема, в котором зашифрован учебный материал по любому предмету и в любой области.
Дом задание |
Работа с терминами и определениями |
Эксперимент |
Без ошибок –5 баллов 1-2 ошибки –4 балла 3-4 ошибки –3балла |
Правильный ответ 1 балл |
Правильно определены вещества -1 балл |
Оценочный лист ------------------------------------------------------------------------------------ (Фамилия, имя)
Дом задание |
Работа с терминами и определениями |
Номенклатура «Морской бой» |
Эксперимент |
Без ошибок – 5 баллов 1-2 ошибки – 4 балла 3-4 ошибкт – 3балла |
Правильный ответ 1 балл |
Правильный ответ 1 балл |
Правильно определены вещества -1 балл |