• Давайтепознакомимся
  • Копилкаметодическая
  • Классномуруководителю
  • ЕГЭ
  • В помощьученику
  • Заботливымродителям
  • О химиис улыбкой
Методическая копилка

Урок - классы неорганических веществ (ход урока)

  • sl-1
  • sl-2
  • sl-3
  • sl-4
  • sl-5
  • sl-6
  • sl-7
  • sl-8
  • sl-9

1. Организационный момент! (1 мин)

Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня урок необычен присутствием моих коллег. Во всем остальном это обычный рабочий урок. Поприветствуем друг друга и наших гостей

2. Мотивационно-ориентировочный (5 мин)

Современный человек не может обойтись без химических знаний, потому что он постоянно имеет дело с веществами. Мы живем в мире веществ. Чтобы понять этот мир, необходимо его изучать последовательно и с большим вниманием. Вы уже многое узнали и многое умеете. Урок почти не содержит нового материала, он посвящен совершенствованию ваших знаний.

Тема нашего урока – Парад веществ.

Эпиграфом к занятию будет служить измененное высказывание Остапа Бендера:

Командовать парадом будем мы…

Все ваши ответы будут фиксироваться вами на оценочном  листе, и в конце нашей работы определиться лидер, «главнокомандующий» парадом.

А почему занятие названо «парадом», вы ответите в конце урока.

  • Какова же цель нашего урока?
  • Какие задачи вы поставите перед собой?

3. Эпап всесторонней проверки  знаний (26 мин)

Любые накопленные знания требуют их систематизации. Как вы понимаете термин систематика? Что это?

Систематика - это вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочить изучаемые наукой объекты. Привести их в определенную систему, порядок.

Учебный материал, факты, большой объем информации можно систематизировать в виде опорного конспекта.

Опорный конспект – это лист-схема, в котором зашифрован учебный материал по любому предмету и в любой области. Идея составления опорных конспектов принадлежит учителю математики Шаталову из Донецка. 

Сегодня мы сами будем составлять опорный конспект. Предлагаю, вспомнить самый первый урок и объяснить, что является объектом изучения химии? (начинается работа по составлению опорного конспекта)

Впишите «Вещества» в ячейку. Что такое вещества?

Чем больше веществ узнавали люди, тем важнее их было классифицировать. Известен ли вам термин классификация? Классификация – распределение чего-либо на классы по определенной системе, по какому-либо признаку. Классификация входит в область изучения систематики.

Одна из первых классификаций веществ – разделение их по нахождению и содержанию в природе. Были выделены 3 группы веществ. Какие?

Шведский химик Берцелиус объединил вещества, выделенные из растений и животных. И назвал их органические, что в переводе с латинского организмус – «живое существо» (вписывают в ячейку). Другую группу назвал неорганические или минеральные (вписывают в ячейку).

  • Какие вещества называют органическими и неорганическими или минеральными

Учитель: Какие вещества мы изучаем?

  • Какие признаки были использованы при классификации неорганических веществ? (Если возникнут затруднения, пусть посмотрят в верхний правый угол на треугольник).
  • Неорганические вещества разделены на 2 группы. В качестве признака принята способность к разложению.
  • Как называются эти группы веществ?  
  • Какие вещества называются простыми?
  • Уже в конце 18 века исследователи заметили, одни вещества имеют характерный блеск, пластичны, проводят тепло и электрический ток и названы они были…?  Другие не обладают характерным блеском, очень плохо проводят теплоту и электричество. Некоторые при обычных условиях газообразны.
  • Какие это вещества?
  • Какой признак был использован в классификации простых веществ?
  • Какие вещества называются сложными?            
  • Какие сложные вещества вам известны?
  • Достраиваем опорный конспект в ускоренном темпе без опроса определений.
  • Как классифицируются оксиды?
  • Как классифицируются кислоты?
  • Как классифицируются основания?
  • Как классифицируются соли?
  • На чём основана классификация сложных веществ? Обращаю внимание детей  в правый верхний угол опорного конспекта.

3. Взаимный контроль терминов и определений

Работа по словарику: ребята проводят перекрестный опрос терминов «оксиды», «кислоты», «основания», «соли» с выставлением оценок за каждый ответ и общей итоговой оценки.

4. Физкультминутка

  • SO2 – встать пора
  • K2SO4 – руки шире
  • H2SnCl6 – тихо сесть
  • S8 – лень отбросим

5. Работа по опорному конспекту

Возвращаемся к работе по опорному конспекту. Удалось ли нам составить опорный конспект? Чего не хватает?

Выполняем упражнение 4 на стр 95 учебника. Необходимо распределить формулы веществ по классам. Запись производим в опорный конспект.

В этом задании необходимо по химической формуле (т.е. по составу) определить класс сложных неорганических веществ.

В область изучения систематики входит номенклатура. Номенклатура – свод правил, регулирующий установление и использование названий. Это перечень названий, разработанный Международным союзом химиков).

Называем формулу, определяем класс и даем название по систематической номенклатуре.

6. Решение экспериментальных задач

«Аналитическая лаборатория»

Приглашается в аналитическую лабораторию 1 ученик. Он производит только действия. Программу деятельности комментируют дети.

Обязательно обсуждение техники безопасности с реактивами.

  1. Все работы проводим над поддоном.
  2. Нельзя исследовать вещества на вкус.
  3. Необходимо пользоваться небольшими дозами веществ.
  4. Если вещества попали на кожу, промыть большим количеством воды.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1. В пронумерованных пробирках 1, 2 и 3 находятся кислота,  основание и вода. Предложите план распознавания веществ.

Учитель: Таким образом, нам удалось составить опорный конспект по всем правилам составления: Любой опорный конспект должен состоять из      блоков. В нашем опорном конспекте 3 блока:

4. Заключительный этап урока. Подведение итогов (5мин)

Ребята, почему урок назывался «Парад веществ»?

У нас определился «главнокомандующий парадом».  На сфетофорчике напишите общий балл набранный вами за урок

Назвать ученика, который набрал наибольшее количество баллов по результатам работы.

Предлагает ребятам поделиться впечатлением.

Домашнего задания нет. Каждый для себя запишит вопросы, которые нужно проработать

  • Все работы проводим над поддоном.
  • Нельзя исследовать вещества на вкус.
  • Необходимо пользоваться небольшими дозами веществ.
  • Если вещества попали на кожу, промыть большим количеством воды.
  • Объект изучения химии – вещества, их свойства, состав, строение.

Классификация веществ. Мы познакомились с одним из подходов к классификации неорганических веществ. Приведенная классификация не охватывает всего многообразия неорганических веществ – в нее входят гидриды, пероксиды, карбиды, нитриды и др. соединения.

Примеры веществ

 

Интересное на сайте

Урок « Оксиды»

Урок « Оксиды»

Урок - классы неорганических веществ (Технологическая карта)

Урок - классы неорганических веществ (Технологическая карта)

 
Якушенко Людмила Леонидовна
  • Якушенко Людмила Леонидовна

Задать вопрос

Рабочие программы и курсы
  • 8 класс Новошинский 2 часа
  • 9 класс Новошинский 2 часа
  • 8 класс Новошинский 3 часа
  • 10класс Новошинский 2 часа
  • 11 класс Новошинский 2 часа
  • Элективный курс по неорганике
webcomme Рейтинг@Mail.ru