Урок является предпоследним по счету в изучаемой теме. Он позволяет повторить изученные вопросы темы, реализовать теоретические знания при решении конкретных задач.
Форма урока – практикум. Она предназначена для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интраактивном информационном режиме. Практикум позволяет проводить групповую работу с ограниченным временем, а также сочетать ее с фронтальной и индивидуальной работой.
В ходе урока использованы следующие методы и приемы: частично- поисковый, игровой, групповая, фронтальная и индивидуальная работы, эвристическая беседа, лабораторная работа.
Частично- поисковый метод ставит учащихся в ситуацию поиска для решения поставленной задачи путем самостоятельной или групповой работы.
Игра как метод является ценной в случае привития интереса к предмету, а так же способствует созданию комфортной обстановки на уроке
Эвристическая беседа на 1 и 2 этапах данного урока способствует подходу к решению целей и задач урока, определяет пути решения этих задач.
Фронтальная беседа при проведении 1 конкурса основной части урока решает вопросы повторения основных положений теории электролитической диссоциации, а так же способствует выработке автоматизма при изложении теоретического материала. При проведении конкурса « Черный ящик»- позволяет развивать у учащихся умения четко ставить вопросы.
Групповая работа способствует формированию у учащихся умения совместного поиска решения поставленной задачи, отбору правильного варианта решения её. Изложения своего ответа перед аудиторией. Кроме того она выполняет воспитательную функцию привития культуры работы в группе, способствует возникновению чувства долга и ответственности перед товарищами.
Лабораторная работа способствует применению теоретических знаний на практике, развитию навыков работы с оборудованием и реактивами.
Индивидуальная работа позволяет проверить у каждого учащегося уровень усвоения материала, умения применить его при выполнении упражнений, выявить основные «пробелы» , нацелить учащихся на ликвидацию этих « пробелов».
Тип урока: урок применения знаний
Форма урока: практикум
Методы и приемы: частично- поисковый, игровой, групповая, фронтальная и индивидуальная работа, эвристическая беседа, лабораторная работа
Оборудование: цветовые карты для формирования групп, Карточки с заданиями для конкурсов, секундомер, жетоны для оценивания ответов, карты для занесения результатов, цветовые табло для команд на столах, черный ящик с предметами , относящимися к теме.
Реактивы: набор индикаторов, щелочь, кислота, пробирки № 1,2,3 с растворами щелочи, кислоты, соли, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, нитрата серебра, хлорида натрия, штатив с пробирками.
На перемене с помощью цветовых карт формируются рабочие группы. Учащиеся , у которых белые карты( 2 шт.)-помощники учителя: один –хранитель времени, второй- счетчик. На доске тема урока, эпиграф, план урока.
Эпиграф урока: «Мало знать, надо уметь.
Мало хотеть , надо делать.»
Гёте.
Этапы урока | Цели урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
2. Целеполагание | Создать четкое представление о том, над чем и как будут работать на уроке. | 2. Выслушиваю мнения учащихся и предлагаю поставить перед собой цели и задачи на данный урок. Обращаю внимание на план урока на доске, предлагаю определить как будет проходить урок. Напоминаю правила работы в группах | 2. Обсуждение целей и задач урока, запись в тетрадь. Цели: 1. Повторить основные положения теории Э.Д 2. выявить «западающие» вопросы темы. Задачи: активно принимать участие в работе на уроке по выявлению пробелов. |
|
3. Осмысление | В игровой форме повторить основные вопросы теории Э.Д., отработать необходимые умения и навыки | 3. Провожу конкурсы по плану: 1. «Дальше, дальше…» (по 1 мин. на команду) 2. « Криминальное агентство» (5 мин.) 3. «Дегустационный зал» (5 мин.) 4. «Третий лишний» (3 мин.) 5. «Черный ящик» (1 мин.) 6. «Кот в мешке» 7. «Пантомима» |
1.Фронтальная работа 2. групповая работа 3. лабораторная работа 4. выполнение логических заданий 5. фронтальная работа 6. индивидуальная работа 7. творческое задание |
Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 |
4. Рефлексия | Анализ поставленных задач | Подвожу итоги соревнования. Указываю на допущенные ошибки, выдаю листы с индивидуальной работой для анализа ошибок | Отмечают в тетрадях какие вопросы необходимо доработать перед контрольной работой | |
5. Домашнее задание | Работа над ошибками | Выдаю дифференцированные задания по теме ( тесты, упражн.) | Запись дом. задания. |
«Только знания доведенные до автоматизма,
легко применять на практике»
В течение 1 минуты командам задаются вопросы. Правильный ответ -1 жетон. Набрать большее число жетонов.
Вопросы:
И т.д. ( всего 40 вопросов)
«Все это просто химические реакции?
Вы, видно , шутите , Холмс?»
А. Конан Дойль Призрак Гордон - Сквер.
Группы в течение 5 мин. решают предложенные ситуативные задачи и объясняют свой подход к решению.
Оценка: полностью справились -2 жетона, частично-1 жетон.
Ситуативные карточки:
Дело №1 В г. Алейске, в лицее, В кааб. №33 на первом ряду .на последней парте оставлена… лужа неизвестного происхождения. Экспертиза показала, что ее составляют ионы Al+3 ; Ca+2; K+;Cl- ;NO3-
Какие вещества были разлиты?
-------------------
Дело №2 Некоторые преступники совершили « мокрое» дело. Дело было в растворе. Свою вину они отрицают. Докажите их виновность , если известно, что работали они в паре, а так4же известны их клички
Сульфат меди (II), Гидроксид натрия, Нитрат серебра, Хлорид натрия. Предоставьте вещественное доказательство.
--------------------
Дело №3 В кабинете химии учитель заранее написал уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Ночью, злостные хулиганы. С целью сорвать урок проникли в кабинет и стерли почти все. Вот что осталось:
Cu+2 + 2OH- = Cu(OH)2 восстановите запись учителя.
-------------------
Дело №4 Две преступницы по кличке Кислота и Щелочь совершили хулиганское нападение на миролюбивого гражданина по фамилии Лакмус. Вину свою отрицают. Докажите вину преступников, предоставив вещественные доказательства.
Группы, работающие с делом 2 и 4 доказывают «вину» экспериментально.
«Попробовать на вкус решил я кислоту:
Глядь, языка уж нет во рту!
Растаял мой язык, как лёд,
И до сих пор во рту все жжёт»
В течение 5 мин. доказать наличие в пробирках №1,2,3 соли , кислоты, щелочи и решить задачу:
Определить массу соли . которая потребуется для приготовления 200г. 3% раствора.
Оценка : команда справившаяся первой- 4 жетона, второй-3, третей-2 . последней -1 жетон.
«Гораздо труднее увидеть проблему,
чем решить её»
Бернар.
За 1 мин. определить признак отличия и найти «лишнее» вещество
№1 Fe; H2SO4; S
№2 AlCl3; KOH; BaSO4
№3 H2SO4; H2CO3; HCl
№4 Сахар, соль, растворщелочи.
«Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все…
Знать, думать, мечтать – все в этом.»
В. Гюго
Команды задают учителю 5 вопросов, что бы определить какой предмет в ящике. Постановка вопроса предполагает ответы « да» и « нет2. Правильно названный предмет -1 жетон.
«Ум заключается не только в знании,
но и в умении применять знания на деле»
Аристотель.
Учащиеся вынимают из « мешка» карточки для индивидуальной работы по написанию уравнений реакций ионного обмена, диссоциации, О.В. реакций. Каждое правильно решенное задание -1 жетон команде.
«Вся жизнь театр,
А люди в ней –актеры»
Пока помощники и учитель оценивают индивидуальную работу и подводят итоги, группы готовят творческое задание. Показать команде сопернице явления: